Статистика, которую никто не ведет: домашнее насилие в цифрах
Когда были написаны первые статьи про абьюз в семьях, мы столкнулись с комментариями в духе «ситуация страшная, но это – частный случай». Хотелось бы! Но цифры говорят другое. Что именно — читайте в нашей статье.
Чтобы разобраться, сколько преступлений совершают члены семьи или бывшие партнеры жертвы, мы обратимся к данным Генпрокуратуры. Согласно цифрам, за 2021-2022 гг. внутри семей было совершено более 4,5 тыс. убийств и около 6 тыс. изнасилований. Доля убийств, в которых жертва и преступник приходились друг другу родственниками или бывшими партнерами, составила 21%, изнасилований — 28%. Это в два раза больше, чем характерно для остальных преступлений.
В 55% случаев жертвами убийств, совершенных партнерами и родственниками, были женщины. В среднем по миру члены семьи или сожители убивали женщин в 64% случаев.
Однако некоторые криминологи считают, что данные могут искажаться из-за установленных форм отчётности: к убийствам в российской правоохранительной практике принято относить не только убийства, но и покушения.
Согласно данным Генпрокуратуры, в 92% случаев жертвами изнасилований со стороны родственника или партнера были женщины, а в 88% таких преступлений потерпевшие были несовершеннолетними.
Эксперты считают, что и эти цифры могут расходиться с реальностью. Из-за особенностей семейных отношений, люди живут годами, утаивая такие подробности.
Есть и другая сторона вопроса: даже если жертва решается заявить об изнасиловании, это не всегда приводит к расследованию и приговору. Например, супружеское насилие для российских правоохранителей — это что-то совсем из ряда вон. Они уверены, что жертва все равно заберет заявление, а обвинение придется расследовать. К тому же, жертва может обратиться в полицию спустя какое-то время, и тогда собрать доказательства будет сложно.
Статистика домашнего насилия в России долго была недоступна, поэтому масштаб трагедии сложно доказать. Внимание к вопросу вместо правоохранительных органов пытались привлечь криминологи, журналисты и активисты со своими собственными расследованиями. Так, в 2019 году журналисты газет-которые-нельзя-называть* выяснили, что большинство женщин, осужденных за убийство, защищались от домашнего насилия (от 52% до 91% обвиняемых в зависимости от статьи).
В 2021 году Консорциум женских неправительственных объединений проанализировал
приговоры с 2011 по 2019 гг. и пришёл к выводу, что 66% всех убитых женщин были жертвами домашнего насилия, а в ковидные 2020-2021 гг. ситуация стала ещё мрачнее.
Данные: readymag.com
На правительственном уровне проблему домашнего насилия как будто тоже заметили: так, например, появилась
Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2030 года. Но дальше этого дело не пошло: закона о домашнем насилии так и нет. А ведь на дворе и не ковид уже.
По стране шагает СВО. И те, кто вернутся, рискуют внести вклад в и без того ужасную статистику. «Наверху» это знают, и предусмотрели возможность закрыть эту статистику обратно. А пока цифры на месте, мы говорим: домашнее насилие — это не частный случай, и с этим надо что-то делать.
И в очередной раз напоминаем: в стране есть места, где жертва найдёт ощутимую поддержку — кризисные центры. Так, «Фармединство» поддерживает кризисный центр «Мухаббат» (г. Уфа). Профессионалы центра помогают жертвам домашнего насилия. Мы будем освещать их работу и рассказывать об устройстве центра в будущих материалах.
8-800-7000-600 — Всероссийский бесплатный телефон доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию
8 (347) 286-02-53 — Горячая линия центра «Мухаббат», г. Уфа (ежедневно 9.00-21.00)
*Новая газета и *Медиазона — СМИ-иногенты.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.