Из аптек пропал антидепрессант, не имеющий аналогов
Антидепрессант «Триттико» (МНН тразодон) производства итальянской фармкомпании Angelini исчез из ассортимента ряда российских аптечных сетей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителей сетей, столкнувшихся с дефицитом препарата: «Дефицит фиксируем, больше месяца [препарата] нет у поставщиков», — заявил глава сети «Неофарм» Евгений Нифантьев. Гендиректор «Риглы» Александр Филиппов подтвердил, что препарат отсутствует в сети. Представитель сети аптек «36,6» сообщил, что препарат «Триттико» пользуется спросом, но сейчас его наличие зафиксировано лишь в нескольких аптеках.
По данным DSM Group, падение продаж препарата началось в первой декаде августа. В начале сентября рост продаж однократно удвоился (на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), но начиная с середины месяца продажи продолжили падение. Так, если в октябре прошлого года было продано чуть больше 18 тыс. упаковок, то в 2020 году за тот же период — только 13,5 тыс.
Исходя из данных государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС), в рамках непатентованного наименования тразодон не зарегистрировано больше ни одного лекарственного препарата, то есть аналогов препарата с этим действующим веществом на отечественном рынке нет. По мнению врачей, при отмене или замене антидепрессанта состояние пациента может ухудшиться, и состояние может быть тяжелее, чем при той депрессии, которую начинали лечить.
В Минпромторге запрос РБК переадресовали в Росздравнадзор. В Росздравнадзоре РБК сообщили, что в 2020 году в гражданский оборот было выпущено более 49 тыс. упаковок лекарства. «Письма от производителя о приостановке или прекращении производства препарата не поступало», — заявили в ведомстве. На вопрос, фиксирует ли Росздравнадзор дефицит «Триттико», в пресс-службе ведомства не ответили.
Представитель фармкомпании Angelini объяснил отсутствие препарата в аптеках изменением структуры логистической цепи и запуском в июле системы маркировки — из-за этого процесс введения в гражданский оборот лекарств «занимает больше времени, чем раньше». «Препарат в настоящее время ввезен в Россию и находится в процессе ввода в оборот. Мы ожидаем, что он будет доступен в аптеках в ближайшие недели», — сообщили РБК в компании. По информации главы «Неофарма» Евгения Нифантьева, партия лекарства сейчас находится на таможне.
В пресс-службе единого оператора системы маркировки компании ЦРПТ РБК пояснили, что ни одна упаковка «Триттико» с маркировкой пока не была введена в оборот в России, и фармкомпания Angelini получила разрешение от комиссии Росздравнадзора продолжать поставку немаркированных упаковок антидепрессанта. «При этом в Angelini уже заказали 226 тыс. кодов маркировок, но еще не нанесли их на упаковки. Ни одного обращения от компании в службу технической поддержки ЦРПТ, что бы свидетельствовало о каких-то сложностях, на сегодняшний день нет», — заявил представитель пресс-службы.
В конце октября в регионах России фиксировался дефицит противовирусных и антибактериальных препаратов, вызванный необходимостью их маркировки. Одновременно с этим отраслевые объединения фармрынка и Всероссийский союз пациентов обратились к главе правительства Михаилу Мишустину из-за сбоев в работе системы маркировки и связанных с этим проблем, решить которые «уже не представляется возможным». Ассоциации попросили организовать беспрепятственное движение лекарств, предусмотреть возможность поставки немаркированных лекарств в случае отсутствия аналогов и др.
Премьер обратил внимание на проблему и назвал ситуацию недопустимой. Минпромторг перевел работу системы в уведомительный режим, что предполагает возможность продажи лекарств без подтверждения ответа от системы маркировки. Перебои с поставками лекарств глава министерства Денис Мантуров объяснил перегруженностью каналов дистрибуции; необходимо время на адаптацию к повышенному спросу, пояснял он.
Как отмечается в выпущенном 12 ноября совместном заявлении Минпромторга и ЦРПТ, перевод системы в уведомительный режим устранил сложности, с которыми столкнулись участники фармрынка. На сегодняшний день доля маркированных лекарств составляет порядка 10–15% от общего числа, заявил замглавы министерства Виктор Евтухов. Это означает, что маркировка никак не может влиять на доступность 85% лекарств, находящихся на рынке, считает он.
Эксперимент по маркировке начался в 2017 году. 1 октября 2019 года стартовала система обязательной маркировки препаратов из перечня высокозатратных нозологий, а с 1 июля — для всех остальных.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.