Назад в 2019. Когда ковид войдет в ряды обычных сезонных простуд?
С начала осеннего периода СМИ пестрят пугающими заголовками о новых мутациях COVID-19. Современные исследования вирусологов направлены не только на идентификацию измененных штаммов, но и на проверку эффективности имеющихся методов борьбы с возбудителем новой коронавирусной инфекции.
Доктор Дэвид Хо, директор «Исследовательского центра СПИДа Аарона Даймонда» Колумбийского университета, и его команда сообщили о результатах ряда научных наблюдений. Они показали, что последние варианты — BQ.1, BQ.1.1, XBB и XBB.1 («дети» Omicron), способны противостоять иммунному ответу, как у ранее привитых, так и переболевших коронавирусной инфекцией пациентов.
Согласно общедоступной базе данных вариантов SARS-CoV-2 GISAID:
— BQ.1 неуклонно растет во Франции. Предполагается, что к середине ноября он будет приходиться на 50% случаев заболевания, и займет лидирующую позицию к началу 2023 года. В США на сегодняшний день эта цифра уже достигла 35%. В РФ на начало ноября было выявлено только несколько случаев заболевания.
— XBB с прогрессией растет в Сингапуре и Индии. В России данного штамма выявлено не было.
Команда доктора Хо провела всесторонний анализ подвариантов BQ.1, BQ.1.1, XBB и XBB.1, направленный на изучение их взаимодействия с антителами сывороток крови. В эксперименте участвовали 88 человек; часть из них были вакцинированы оригинальными м-РНК вакцинами с начала возникновения пандемии, другие имели естественный иммунитет после контакта с COVID-19. Сыворотки участников были разделены на 4 группы, после чего их направили в лабораторию, где анализировали их взаимодействие с вышеуказанными штаммами.
Полученные результаты сравнивали с их способность нейтрализовать исходный вариант SARS-CoV. Во всех случаях была показана неспособность имеющихся антител противостоять мутированным штамма. Вакцина была в десятки раз слабее новых подвидов вируса.
Кроме того, было проведено исследование лиц с ослабленным иммунитетом, которые в качестве профилактики новой коронавирусной инфекции использовали препараты моноклональных антител (Эвушвельд и Бебтеловимаб). В результате было доказано, что BQ.1.1. и XBB также не поддаются действию этих лекарственных средств.
Мутирующий вирус идет по пути своей эволюции, опережая попытки вирусологов изобрести универсальную вакцину. Однако последние прогнозы по вариантам течения заболевания являются благоприятными: осложненный вариант течения коронавирусной инфекции встречается реже. Единственное, в холодный период помимо COVID-19 активируются и другие вирусы, которые в комбинации могут осложнять обычное течение ОРВИ или гриппа.
«Если проследить историю мутаций коронавируса от первоначального уханьского штамма до новых вариантов, видна тенденция: SARS-CoV-2 становится заразнее, но тяжесть заболевания снижается», рассказал Владимир Дедков. «Самая “удачная” стратегия для вируса — когда он в нас размножается и очень контагиозен (прим. заразен) и при этом у нас очень плохо выражена клиника. Пример такой “идеальной” стратегии распространения — вирус герпеса. Он есть у многих людей, мы с ним живем всю жизнь. Проявляется обычно в виде небольшого высыпания на губах, никто от него не умирает в муках, как от вируса Эболы, — подчеркнул ученый. — Коронавирусу тоже «невыгодно» нас убивать. Думаю, когда-нибудь появится какой-то такой генетический вариант SARS-CoV-2, который будет на нас действовать, как обычная простуда. За два с половиной года пандемии мы к этому еще не пришли, но мы в пути».
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.