Первые женщины-фармацевты

Если не зацикливаться на гендерности, а просто принять как данность наше историческое прошлое, то и эту профессию – фармацевта-провизора – мужчины тихонечко присвоили и не хотели отдавать без боя. Но! Делиться всё же пришлось.
Полторы сотни лет (и даже больше!) в России аптечное дело считалось исключительно мужским занятием. Тех, кто в юбке, стали допускать к заветным полкам с пилюлями и порошками лишь во второй половине XIX века – ещё в январе 1871 года вышло первое постановление правительства, дающее женщинам право заниматься фармацевтической деятельностью. Однако это постановление было всего лишь… постановлением, на деле же женщин в аптеки пускали лишь в качестве покупательниц – владельцы аптек не спешили доверять дамам приготовление, фасовку и продажу лекарственных средств. Медицинский департамент МВД, а именно он тогда курировал фармацевтическую деятельность, буквально был засыпан жалобами соискательниц мест провизоров и аптекарских помощников.
Ситуация не менялась долгие 17 лет, и лишь в мае 1888 года медицинский департамент МВД в специальном врачебном циркуляре был вынужден ещё раз подтвердить: женщины имеют право на фармацевтическую деятельность! В документе особо подчёркивалось, что женщины могут сдавать экзамены на звание провизора и помощника аптекаря. Прекрасно! Если бы не одно но: в российских университетах того времени женщины не могли посещать лекции совместно с мужчинами. Единственным выходом для дам было прохождение обязательной медицинской подготовки по естественным наукам, фармакогнозии и фармакологии в частном порядке. И да – аптеки, принимавшие учениц, не должны были обучать мужчин.
Ещё через девять лет – в 1897 году в Санкт-Петербурге открылся первый Женский медицинский институт, в котором читались лекции по фармацевтическому делу. Ещё через год Министерство внутренних дел разрешило Российскому врачебному сообществу открыть специальные фармацевтические курсы для подготовки женщин-провизоров в Москве. А дальше – больше: в 1899 году подобные курсы были открыты и при больнице им. С. П. Боткина.
Никто тогда и представить себе не мог, что через 120 лет в аптеках в основном будут работать именно женщины!
А первыми женщинами, получившими в 1889 году заветное звание провизора, стали Антонина Лесневская и Зинаида Аккер.
Женщины не остановились на достигнутом – в 1906 году в России с успехом прошла защита диссертации на учёную степень магистра фармации, ряды учёных мужей пополнила дама – Ольга Евгеньевна Габрилович.
Ольга Евгеньевна прошла обучение в аптеке при Петербургской городской больнице, успешно сдав экзамены на звание провизора в 1901 году. Затем она преподавала в Женском медицинском институте там же, в Петербурге. В 1904 году госпожа Габрилович сдала магистерские экзамены. Тема её диссертации — «Действующее начало пьяного хлеба» — была чрезвычайно актуальна и вызвала неподдельный интерес в научном сообществе, а результаты проделанной работы имели внутриполитическое значение. В то время (Русско-японская война 1904-1905 гг.) общественное мнение начинало склоняться к тому, что появление отравленного хлеба — дело рук врагов русского народа, внешних и внутренних (к последним традиционно причислялись социалисты и инородцы), усиливших подрывную деятельность в связи с отвлечением сил государства на войну с Японией.
В своей работе Ольга Евгеньевна теоретически и экспериментально доказала, что за отравление хлеба несут ответственность совсем другие – микроскопические паразиты, и ржаная мука, даже не содержащая спорынью, сама по себе может обладать токсическими свойствами.



Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.