Мы все — эйблисты, или Почему нельзя называть людей «идиотами»
В 2023 году у Федора Михайловича не вышло бы назвать книгу «Идиот» — его почти сразу же обвинили бы в эйблизме. И возможно, не зря. Как связаны ругательства и дискриминация? Почему, говоря «дебил» и «идиот», мы оскорбляем не только собеседника, но и людей с психиатрическими заболеваниями? Обо всем этом — в новой статье.
Эйблизм — это социальные предубеждения и дискриминация по отношению к людям с особенностями развития и инвалидностью. Но он проявляется не только в открытом презрении и ущемлении, а также в непрошенной жалости.
Обычно эйблизмом называют все то, что ограничивает возможности людей с инвалидностью: недоступный для колясок общественный транспорт, сложности с поиском работы, отсутствие пандусов в общественных местах и др. К этому списку подходит и язык общения — от него особенно страдают люди с психическими заболеваниями.
Все это возникает из-за большого количества стереотипов. Так, например, считается, что иметь инвалидность по психическому заболеванию хуже, чем по физическому. А в обществе укрепились понятия: люди с психическими заболеваниями непредсказуемые и опасные, люди с аутизмом — безэмоциональны и нелюдимы, а люди с болезнью Дауна — «солнечные» и наивные. В английском языке даже существует специальный термин «санизм» — это вид эйблизма, означающий дискриминацию людей с психическими заболеваниями.
пер. с англ. «Он такой ОКР-нутый»
Родители научили нас: обзываться — плохо. Вот мы и стараемся никого не оскорблять и используем «мягкие» социально-одобряемые ругательства: «идиот», «псих» или «алкаш». Ну ведь сил наших больше нет — довел человек! Эти на первый взгляд безобидные слова, тем временем, являются психофобными и с их помощью мы наносим удар по уязвимым людям.
Пихофобная лексика — это термины, которые связаны с уничижением и навешиванием ярлыков на людей с психическими заболеваниями. Пытаясь оскорбить, мы сравниваем собеседника с людьми с психическими заболеваниями, тем самым привязывая к диагнозам негативную окраску.
пер. с англ. «Не вся инвалидность заметна»
Почему проблемы стигмы до сих пор важны?
Казалось бы, с каждым годом общество становится все более толерантным. Правам многих ущемленных сообществ начали уделять все больше внимания. Но это не всегда так. В массовой культуре все еще популярен образ злодея с инвалидностью. Часто антигероя «награждают» инвалидностью, тем самым оправдывая его злодеяния: не повезло человеку — был бы он здоровым, не стал бы кровожадным социопатом! С каждым таким сюжетом в обществе все больше укореняется мысль о том, что люди с инвалидностью — озлобленные и ничего хорошего от них ждать не приходится.
Злодеи Кевин Крамб («Сплит», 2017) и Джокер («Темный рыцарь», 2008)
Во всемирном психиатрическом сообществе давно ведутся споры по смене названий заболеваний для уменьшения стигмы в обществе. Так, Япония стала первой страной, которая изменила ранее использовавшееся название шизофрении «Сейсин-Бунрецу-Бё» (болезнь расщепления разума) на — «Того-Ситчо-Шо» (интеграционное расстройство) с целью уменьшения стигматизации.
Плакаты против братьев Паскуаля и Эрнеста Марагаль с фразой «Уберите болезнь Альцгеймера из Барселоны»
В марте 2023 года в Барселоне появились с фотографиями двух братьев Марагаль: один, Паскуаль, — бывший мэр города, другой, Эрнест, — баллотировался на пост. Надпись на плакате гласила: «Уберите болезнь Альцгеймера из Барселоны». Паскуаль был мэром Каталонии в 2003-2006 годах и был вынужден покинуть пост из-за выявленной болезни Альцгеймера. В 2023 году этот факт используют как политическое оружие против его брата.
Непонимание к людям с психическими заболеваниями до сих пор проявляется во всех слоях общества, вне зависимости от статуса. Премьер-министр Онтарио Даг Форд назвал человека с шизофренией, совершившего убийство и признанного невменяемым, — «животным и психом». А на критику ответил, что не жалеет и не отказывается от своих слов.
В голове может невольно проскользнуть мысль, что теперь и ругаться нормально нельзя, всю жизнь так говорили — и ничего! Согласно гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, «язык определяет мышление». Пока мы будем думать, что звать людей «дебилами», «даунами», «шизофрениками» и др. — быть человеком с таким диагнозом будет считаться постыдным; чем-то, что нужно обязательно скрыть от общества.
В своих статьях мы стараемся использовать выражения «человек с болезнью Дауна», «синдромом зависимости от алкоголя» и т.д. — этот вариант является наиболее оптимальным, потому что речь всегда идет в первую очередь о человеке. Диагноз вторичен.
Несправедливые стереотипы строят заборы между отдельно взятыми людьми и целыми народами. Язык — наша сила. Не пользуйтесь ей, чтобы отгородиться от тех, кто страдает от расстройств психики.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.