Лесные пожары, глобальное потепление и фармацевтика. Природа подает нам сигналы SOS
Май! Шашлыки, первые купания, встречи с друзьями, поздние закаты и ранние восходы. К этой знакомой картине прибавилась ещё одна совсем не радостная составляющая – лесные пожары.
«Сотню парашютистов отправили тушить горящие леса в Курганской области».
«Весь Урал заволокло дымом от пожаров».
«Республике Алтай присвоен высокий класс пожароопасности».
Такие заголовки сплошь и рядом встречаются в прессе.
И ведь кажется: леса потушат, смог уйдет, мы задышим чистым воздухом и унесемся головой в лето… где человечество поджидает ещё одна беда – повышение среднегодовой температуры.
Последние пять лет стали самыми жаркими за всю историю наблюдений. В сотне крупных городов мира среднегодовая температура уже возросла на 0,7-1,5 градуса Цельсия по сравнению со средними показателями 1971-2000 годов. К началу 2080-х годов температура может увеличиться уже и на 1,7-4,9 градуса.
Предупреждения о глобальном потеплении уже никому не покажутся выдумкой – мы начали чувствовать его влияние на себе. По мнению исследователей, глобальное потепление связано с деятельностью человека и происходит с беспрецедентной скоростью. Эта деятельность затрагивает область производственную — и фармацевтика играет в нем огромную роль.
«В процессе многолетнего изучения изменения климата Земли мы однозначно убедились в негативном человеческом факторе, — заявила французская ученая-климатологиня Валери Массон-Дельмот. — Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере является основной движущей силой климатического кризиса, и мы обязаны воспринимать этот фактор как данность».
Особое внимание обращено на тему парниковых выбросов, число которых достигло 51 миллиард, — об этом пишет в своей книге «Как нам избежать климатической катастрофы» Билл Гейтс. Парниковые газы, сохраняя тепло, долго не уходят из атмосферы, тем самым повышая температуру Земли. 20% газов, выпущенных сегодня, останутся в атмосфере и через 10 тысяч лет.
Примерно до середины XVIII века баланс углекислого газа в природе не нарушался: выделенный человечеством поглощался растениями. Но с переходом на ископаемое топливо (нефть, уголь, природный газ) картина изменилась. Объёмы выпущенного газа многократно превзошли возможности растений по его поглощению.
По мнению Билла Гейтса, каждой стране нужно поменять свой уклад – во всех сферах деятельности: от сельского хозяйства до промышленности и логистики. Чтобы достичь нуля, необходимо отказаться от ископаемого топлива и остановить деятельность, приводящую к выбросу парниковых газов: производство бетонов, применение удобрений и т.д.
Фарминдустрия «подогревает» мир не хуже остальных. В 2021 году производители лекарств произвели 48,6 тонн на 1 млн долл. Для сравнения: выброс мирового автопрома составил 31,4 тонн на 1 млн долл. В итоге фармрынок, который меньше автопромовского на 28%, эмитировал 52 мегатонны углекислого газа против 46,4 у последнего.
В 2020 году мир сотрясла пандемия COVID-19, к которой мы оказались не готовы. Коронавирус унёс огромное число жизней, а также нанёс сильный ущерб экономике. У человечества было время подготовиться, но оно подошло к вопросу пренебрежительно. Не повторится ли эта история снова – уже с глобальным потеплением? Не будет ли она ещё более уничтожительной?
В период пандемии выброс парниковых газов сократился примерно на 5%, он составил 48-49 миллиардов тонн. Но какой ценой? Погибло более миллиона человек, десятки миллионов потеряли работу.
Промышленность, тем не менее, остается главноой виновницей происходящего. И фармацевтические компании не игнорируют проблему. Так, биотехнологическая компания Amgen открыла завод по производству продукции, использующий методы непрерывной очистки. По сравнению с традиционным производственным предприятием, завод Amgen производит на 69% меньше выбросов углекислого газа. Медицинская компания Sanofi последовала их примеру, открыв производственный завод непрерывного действия, который будет производить на 80% меньше выбросов углерода, чем завод компании первого поколения.
В 2021 году гигант в области энергетики и автоматизации Schneider Electric, запустил программу Energize, призванная расширить доступ фармацевтической промышленности к возобновляемым источникам энергии. Десять глобальных фармацевтических компаний подписались для продвижения этой инициативы и поощрения своих поставщиков к обезуглероживанию с помощью возобновляемых источников энергии: AstraZeneca, Biogen, GSK, Johnson & Johnson (J&J), MSD, Novartis, Pfizer, Novo Nordisk, Sanofi и Takeda.
Согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия климатические изменения будут происходить чаще во всех регионах планеты — в частности, будут увеличиваться периоды длительной жары и сокращаться холодные сезоны. Пострадает прежде всего сельское хозяйство, и усилится нагрузка на системы здравоохранения. Безусловно, эти изменения затронут и фармацевтику.
Разговоров — много, и все же дела — меньше. Тема перемены климата однозначно стоит «на повесточке» самых прогрессивных политиков, хотя и сосредотачиваются на том, что ждет планету лишь через десятилетия. Именитая активистка Грета Тунберг в интервью The Guardian раскритиковала действия политиков в отношении климатического кризиса. «Мы не должны сосредотачиваться на датах 10, 20 или даже 30 лет в будущем. Если мы не сократим наши выбросы сейчас, то эти отдалённые цели ничего не будут значить, потому что наши углеродные бюджеты будут давно исчерпаны».
Мир меняется и только от
нас зависит, с чем столкнется будущее поколение — как сталкиваемся с этим
сейчас мы. Человеческая деятельность все больше вредит планете. Думать о
природе и экологии уже не просто модное веяние — это задача, дедлайны которой
давно горят. И горят буквально.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.