DSM Group и GxP News подвели итоги 1 квартала 2022 года по фармотрасли
DSM Group и GxP News совместно подвели итоги работы фармацевтической отрасли за первый квартал 2022 года. Сергей Шуляк и Ирина Новикова, генеральные директора этих компаний, обсудили важные вопросы и возможные тенденции развития событий этого рынка.
Ни для кого не секрет, что фармпроизводство последние 2 года находится в некой зоне «турбулентности»: взлеты сменяются падениями и наоборот. В 2020 году на весь мир обрушилась пандемия COVID-19, в 2021-м нас периодически догоняли ее волны. А в 2022 году, после начала спецоперации на Украине, ситуация кардинально изменилась. Что же произошло?
Новые тенденции
1. Рост спроса и продаж лекарственных средств
Март 2022 года побил все рекорды по продаже препаратов – прирост свыше 72%! Такого раньше не фиксировалось.
В январе и феврале 2022 года тоже отмечалось увеличение продаж, это происходило за счёт антиковидных препаратов. Март же ознаменовался ростом спроса на 20% на препараты длительного применения.
По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) 95% медикаментов имеют повышенный спрос у покупателей. Продажи таких препаратов, как ибупрофен, парацетамол, ацетилсалициловая кислота, выросли на 60-80%. Люди руководствовались принципом – купить, чтобы сохранить – и формировали запасы в своих домашних аптечках.
Такой подъем можно сравнить с первым кварталом 2020 года: в марте была первая волна COVID-19, и спрос на препараты вырос. Но есть существенные различия между 2020 и 2022 годами.
Продажи по упаковкам в первом квартале 2020 года были выше на 6%, чем соответствующие показатели 2022 года. Это связано с тем, что тогда приобретали больше недорогие препараты (парацетамол, ибупрофен, иммуномодуляторы) – ими лечили простудные симптомы.
Однако денежный доход с января по март 2022 года вырос на 30% по сравнению с теми же месяцами 2020 года. Если посмотреть на 2021 год, то очередная волна COVID-19 дала дополнительное повышение показателей в январе-феврале 2022 года и по прибыли, и по продаже упаковок – 26% и 12% соответственно.
2. Рост цен на препараты
За первые 3 месяца 2022 года средняя стоимость упаковки (общая денежная масса по рынку, поделенная на количество проданных упаковок) превысила 300 рублей и в марте составила 341 рубль. Это на 50 рублей больше, чем в феврале, и на 90 рублей выше, чем в марте 2021 года.
Также повысился уровень инфляции. В начале 2022 года она была отрицательной, за первые 3 месяца уровень инфляции составил 10%.
Цены выросли в связи с мировой обстановкой. Дистрибьюторам нужно было расплачиваться за уже закупленный товар, а в марте курс доллара очень вырос (одномоментно до 180 рублей).
Первый квартал 2022 года показал, что спрос на более дорогие лекарства (стоимостью от 500 рублей) стал выше. Как сказал Джон Кейнс, спрос рождает предложение. Покупатели предпочитали запасаться такими препаратами, нежели дешевыми (цена 50-150 рублей).
Относительно 2021 года доля дорогостоящих медикаментов существенно выросла: продажи в упаковках поднялись на 59%, а в денежном выражении этот показатель вырос на 70%. Благодаря этому и произошел весь прирост фармрынка.
Но не все слои населения могут приобретать лекарства, цена которых превышает 500 рублей. Поэтому следует подумать о распространении программ по лекарственному страхованию населения (пенсионеры, малоимущие, многодетные и т.д.).
3. Рост онлайн-продаж
Благодаря электронному каналу продаж стало возможно совершать предзаказы, осуществлять поиск лекарств по аптекам на сайте или в приложении, сравнивать цены, оформлять доставку (на безрецептурные препараты). По статистическим данным в первом квартале 2022 года этот показатель составил 12,3%, что на 4% больше, чем в 2021 году (7,9%).
В Москве доля онлайн заказов заметно выросла и стала 25%. Такая же возрастающая тенденция намечается в Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Важные вопросы по развитию фармотрасли
1. Оригинальные препараты или дженерики. Как дела обстоят с ними?
С марта почти каждый день появляются новости о приостановке работ иностранных фармкомпаний на территории России. Например, когда компания Reckitt Benckiser заявила об уходе с российского рынка, продажи нурофена увеличились на 80%.
По итогам первых трех месяцев 2022 года отмечен рост отечественного производства на 18%. Роль международных отношений для российской фармотрасли довольно велика. Мы участвуем в клинических испытаниях, пользуемся зарубежным оборудованием, получаем большое количество ингредиентов для производства лекарственных средств. На данный момент не налажена логистика, в связи с этим и проблемы.
Более 50% препаратов поступают к нам из-за границы. В марте 2022 года продажа импортных медикаментов увеличилась до 85%. Однако сейчас в РФ имеется 2420 международных непатентованных наименований (МНН). Среди них 900 МНН – только зарубежные препараты, 11 МНН представлены ими же, но их производство локализуется в России, и почти 1500 МНН – лекарства, производимые в РФ.
В России фармацевтический рынок представлен в основном дженериками, лишь 18% — это оригинальные препараты, доставляемые из-за рубежа. Главный вопрос заключается в замене последних российским производством. Но необходимые ингредиенты и компоненты для создания субстанций не производятся в нашей стране.
Если сравнить с предыдущими годами, то раньше большим спросом пользовались препараты для лечения заболеваний ЖКТ, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В первом квартале 2022 года ощутимый прирост оказался среди гормональных (особенно для половой системы) препаратов, лекарств, влияющих на кроветворение, и медикаментов для лечения сахарного диабета.
2. Станет ли сложившаяся ситуация для российской фармотрасли скачком роста?
Возможность для развития есть, но имеются ограничения по нужным составляющим (субстанции, фольга и полимеры для блистеров, картон, чернила, чековая бумага и т.д). Пока весомая доля технического оснащения зависит от импортных поставок.
Чтобы выстроить новый процесс, понадобится довольно много времени. Нужно перестроить каналы поставок, изменить поставщиков фармкомпонентов, внедрять новые меры поддержки.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.