Аптека глазами посетителей. Израиль
Одна из самых молодых стран мира, где живёт один из самых древнейших народов на земле. Страна на Ближнем Востоке у восточного побережья Средиземного моря, которую иудеи, христиане и мусульмане считают библейской Святой Землей. Об этой стране долгое время ходило столько слухов, что до сих пор сложно понять, что из этого правда, а что – выдумка.
«… там на четверть бывший наш народ…». – пел Владимир Семёнович Высоцкий, и в эту четверть сейчас входит герой нашей сегодняшней рубрики, который обещал рассказать чистую правду об израильских аптеках.
Милый, обаятельный, умный и харизматичный – журналист, путешественник, руководитель маркетингового агентства, а ещё любящий и заботливый муж и папа в самом расцвете сил – Дмитрий Эйгенсон. Вот уже два с половиной года он вместе с семьёй живёт в Израиле, рядом с Тель-Авивом, в местечке под названием Холон: «Человек в сегодняшнем мире может жить там, где ему хочется, мне сейчас хочется жить там, где я живу. Мне здесь нравится, здесь классно, поэтому я здесь».
Семья Дмитрия – жена Адель, дочь Настя 16 лет и сын Беня, родившийся уже в Израиле. В аптеку они ходят по необходимости, когда надо что-то купить по рецепту, выписанному врачом. Бывает, что заходят в аптеку перед поездками, но до сих пор в ходу домашняя аптечка, привезённая ещё из России. На всякий случай ничего из лекарственных препаратов не покупают – смысла в этом не видят.
И Дмитрий, и вся его семья пользуются аптекой больничной кассы, к которой они приписаны, она называется «Маккаби» — больничная касса. «Это система медицинского обслуживания, их несколько в Израиле, — рассказывает собеседник портала. — Наша – это «Маккаби», соответственно, когда мы что-то покупаем в ней, у нас на большую часть лекарств, которые по рецепту, скидка, обеспечиваемая той страховкой больничной кассы, что мы выбираем. У нас страховка называется «Маккаби Шели», это не самая крутая, но и не самая базовая, что-то среднее: есть бесплатные вещи, которые можно сделать по ней, есть со скидкой, есть без скидки, — нас устраивает. Наша аптека рядом с домом – это очень удобно. В том случае, если нужно что-то экстренно, то есть дежурные аптеки, которые работают и по субботам, остальные по субботам – в шаббат – не работают».
В израильской аптеке продаётся много чего: лекарства, медтехника, косметика, БАДы, гигиенические средства – всё, что и в обычной российской аптеке продаётся тоже. Семейство Эйгенсон обычно покупает в аптеке лекарства и уходовые средства.
При входе в аптеку стоит аппарат для номерков, выбираешь тип обращения — просто или по рецепту врача.
Главное отличие израильских аптек от российских в том, что в Израиле без рецепта купить рецептурный препарат НЕЛЬЗЯ! «И вообще здесь мало что продаётся без рецепта: тут очень строго к этому относятся, люди не имеют возможности заниматься самолечением, как в России, когда ты приходишь в аптеку и говоришь: «Дайте мне вот этот самый сильный антибиотик!», и тебе его продают, – продолжает свой рассказ Дмитрий. — Здесь этого нет, всё по рецепту и строго, врач семейный (а здесь система семейных врачей, которые наблюдают за тобой и всё о тебе знают) смотрит твою медкарту, направляет на анализы, и уже потом что-то рекомендует и выписывает рецепты на лекарственные препараты».
Внутри аптеки висят экраны, там высвечиваются номера талонов. Одновременно работают несколько касс, обычно у нас штук восемь — это большая аптека.
Страховка в Израиле не просто слова, а реально действующая система. Есть два вида медицинского страхования: есть ОМС – как и в России – страховка от государства, второй вид – страховка внутри больничной кассы. Можно выбрать одну из градаций страховки, в каждой больничной кассе своя программа, свои – разные – страховки. Соответственно, ты по разному за это платишь, и разный доступ у тебя к видам оказываемых медицинских услуг. «Но есть ещё дополнительные страховки, — поясняет наш собеседник, — ты можешь купить частную медицинскую страховку, и она даёт ещё больше разных «плюшек», типа попасть на приём к врачу без очереди, или с коротким временем ожидания приёма, поскольку записаться на приём можно легко, а вот ждать приёма может быть очень долго, особенно это касается узких специалистов».
В аптеках Диме нравится всё: люди приветливые, работают профессионально, всегда есть кто-то, кто говорит на русском языке, и кто-то, кто говорит на английском, и это здорово, потому что вопрос с лекарствами сложный и серьёзный. «Фармацевт должен сказать, объяснить, рассказать, как принимать лекарства, — для этого пока не всегда хватает языка (иврита), и очень здорово, что есть русско- и англо-язычные сотрудники аптеки», — констатирует глава семейства Эйгенсон.
«Аптеки выглядят по-разному, — продолжает Дмитрий, — есть суперсовременные, красивые, есть аптеки сильно попроще, есть частные аптеки – маленькие закуточки, но в целом все выглядят достойно. Аптекари выглядят… как аптекари. Главное, что они все приветливые (я ни разу не встречал, чтобы кто-то нахамил, нагрубил, отказался отвечать на вопрос, часто бывает, что люди приходят в поликлинику на нервах, говорят на повышенных тонах, — я всегда вижу со стороны сотрудников аптеки тактичное отношение, они стараются как-то объяснить и рассказать».
Нашему собеседнику пришлось и лично столкнуться с проблемой, решение которой побудило к тесному взаимодействию с сотрудниками аптеки: «Я в Израиле пью лекарство от аллергии – разыгралась на что-то, после анализов подобрали препарат, и вот каждый месяц мой семейный доктор выписывает лекарство – я ему звоню по телефону, и он отправляет электронный рецепт в мою аптеку. Однажды не было моего лекарства и фармацевт выдала мне аналог, ответила на все мои вопросы по нему, всё объяснила и показала. Да, я доверяю дженерикам и доверяю фармацевтам».
Мы попросили Дмитрия сравнить аптеки в Израиле с российскими. Его ответ удивил и даже немного обескуражил: «Самое главное отличие израильских аптек в том, что здесь нет никакой возможности для самолечения, и это очень хорошо! Недавно я был в России, зашёл в аптеку что-то купить – капли в нос сильные, пробивающие сразу, здесь, в Израиле, их невозможно купить, в России – спокойно. Я стою в очереди, а передо мной женщина минут 20-30 мучала провизора, сама себе подбирая лекарственные препараты: «Дайте мне вот это, нет, дайте мне то…». Начиталась в интернете, и требовала это у сотрудника аптеки. Здесь такое невозможно и это круто!»
Что безоговорочно нравится? На этот вопрос был дан такой ответ: «Лекарства здесь дорогие, но есть возможность получить их бесплатно — для хроников и онкобольных, да и лечение для них в больнице тоже бесплатное».
Курьёзные случаи Дима вспомнить не смог, но одно происшествие ему запомнилось: «Был один дурацкий противный случай. Был разгар короны, пик заболеваемости, скачок смертности, паника у всех, маски, перчатки… Всё, естественно, сразу пропало везде. Я пришёл в аптеку за масками и гелем-антисептиком для рук, стою в очереди, а очередь была на улице, поскольку внутрь запускали только по три человека. И тут пришёл человек с коробкой масок, купленных, видимо, ранее в аптеке, и начал предлагать всем маски – одну маску за 10 шекелей, а аптечная цена в 20 раз меньше. На него все зашикали и прогнали его…».
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.