Неженское дело. Как Антонина Лесневская стала первой женщиной-провизором в России и открыла дорогу другим
Несмотря на то, что сегодня мы привыкли видеть за прилавками аптек женщин и вообще считать фармацевтику женской стезей, так было далеко не всегда. Не секрет, что испокон веков женщинам приходилось отвоевывать себе место под солнцем и становиться лучшими из лучших, просто чтобы получить право работать наравне с мужчинами. Чуть более 100 лет назад это коснулось и нашей героини — Антонины Болеславовны Лесневской.
История фармобразования для женщин
Законодательство в сфере женского труда неохотно начало претерпевать изменения во второй половине XIX века. Тогда в 1871 году было выпущено постановление о праве женщин на занятие фармацевтической деятельностью, однако был нюанс: чтобы попасть в фармацевтику, требовалось пройти обучение у аптекаря. Владельцы аптек не желали брать женщин в ученицы и постановление попросту игнорировали.
Прошло еще почти 20 лет, прежде чем в 1888 году Министерство внутренних дел повторно подтвердило право женщин на работу в фармацевтике и на допуск к экзаменам на звания аптекарского помощника и провизора. Не обошлось без подковырок и здесь: женщинам не разрешалось посещать университеты и присутствовать на лекциях вместе с мужчинами, поэтому подготовкой к экзаменам, в том числе получением специализированных знаний, они должны были заниматься самостоятельно. Усугубляло положение и отдельное указание о том, что аптеки, принимающие учениц, не должны обучать учеников мужского пола. Положение женщин в фармацевтической области оставалось незавидным.
Маленькая женщина и большие амбиции
В такой обстановке бороться за свою мечту была вынуждена Антонина Болеславовна Лесневская. Она родилась в семье врача-поляка в 1863 году в Костромской губернии и с детства была окружена строгой, но в то же время завораживающей атмосферой аптеки. Нередко ей случалось наблюдать за работой отца, а иногда даже помогать по мере своих сил. Все это, возможно, и предопределило судьбу маленькой Антонины, и с тех самых пор она лелеяла на первый взгляд несбыточную мечту о становлении фармацевтом.
По окончании средней школы и института благородных девиц в Петербурге Лесневская задается целью стать ученицей в аптеке. С помощью отца-врача она изучает латинский язык и сдает экзамен по латыни в качестве дополнительного на звание аптекарской ученицы, но даже на такую должность попасть оказывается непросто: по-прежнему мешает недоверие владельцев аптек к сотрудницам. Это не останавливает Антонину, и в последующие годы она стажируется в нескольких аптеках уездных городов, набирая опыт и продолжая обучение. Ее старания дают свои плоды: в октябре 1893 года Лесневская успешно сдает экзамен на звание аптекарского помощника, получает особое разрешение для посещения необходимых лекций в Военно-медицинской академии и 5 лет спустя наконец получает звание провизора, тем самым став первой в России специалисткой в этой сфере.
Дальше — больше!
Уже добившись, казалось бы, невозможного, Антонина Лесневская не собирается останавливаться на достигнутом. После нескольких отказов ей удается устроиться на работу в Петербургскую морскую аптеку, одну из лучших в городе, и вскоре девушкой овладевает новая мечта: собственная аптека, состоящая исключительно из сотрудниц-женщин, и звание магистра фармации.
Уже в 1898 году, сразу после получения звания провизора, она обращается в Медицинский департамент Министерства внутренних дел с просьбой дать ей разрешение на создание задуманной ей женской аптеки. Не получив ответа, она повторяет свой запрос еще дважды, в 1899 и 1900 годах, — на третий раз ходатайство наконец оказывается удовлетворено.
Параллельно, в 1900 году Лесневская сдала положенные для звания магистра экзамены. Далее ей полагалось заняться магистерской диссертацией, но приступить к работе над ней Антонине так и не удалось — в то время ее увлекла общественная деятельность, связанная с проблемами не только фармацевтического, но и образования для женщин в целом. Идея создания женской аптеки казалась невозможной в условиях, где для получения аптекарского образования требовалась посещать лекции в университетах, куда женщины не допускались.
На различных съездах и форумах Лесневская стремится доказать необходимость и важность полноценного женского фармакологического образования. В 1904 году она публикует статью на эту тему в журнале «Фармацевтический вестник», в 1908 — принимает активное участие в работе I Всероссийского женского съезда, посвященного «борьбе с предрассудками, упрочившими за женщиной ее подчиненное положение в семье и государстве и объединению сил для совместной работы». Ее доклад также обращен к теме тяжкого положения женщин в области фармацевтики.
Несмотря на удовлетворение ходатайства об открытии женской аптеки, перед Лесневской встает новая преграда: начинаются проблемы с арендой подходящего помещения. Один из вариантов не был одобрен представителями Медицинского департамента, другие попытки встретили сопротивление у владельцев аптек, мужчин, не желавших конкуренции, так еще и от женщин. Лесневскую выручили покровительницы — жены состоятельных мужей «выбили» помещение в католической церкви Святой Екатерины. Так, 5 июня 1901 года, в Петербурге была торжественно открыта первая женская аптека.
Благодаря тем же богатым покровительницам аптека имела прекрасный интерьер в светлых с золотом тонах и была оснащена самым современным оборудованием. Зинаида Ивановна Аккер, близкая подруга Лесневской и также одна из первых российских женщин-провизоров, стала управляющей. Сотрудницами были девушки 16–26 лет, и для тех из них, кто приехал из провинции и не имел своего жилья в городе, было оборудовано специальное жилое помещение. Девушки работали в 2-сменном режиме по 7 часов в день, хотя в других аптеках был принят 14-часовой рабочий день: Лесневская считала, что в таком случае у сотрудниц не останется времени на обучение. К 1916 году в штате учреждения уже числились два провизора, десять аптекарских помощников и две ученицы.
Создание первой женской фармацевтической школы
Проблема качественного фармацевтического образования не переставала волновать Лесневскую. Ее новой целью становится создание женской фармацевтической школы.
Антонина Лесневская считала полноценную учебу главным фактором того, чтобы женщины массово привлекались к работе в аптеках. Уже летом 1901 года она подает ходатайство об открытии школы при аптеке, но, уже привыкшая иметь дело с нерасторопными вышестоящими инстанциями, в январе 1902 года, не дожидаясь ответа, просто ставит инстанции в известность о том, что приняла на платное двухлетнее обучение 11 учениц. Потребовался целый год, чтобы Министерство внутренних дел наконец утвердило официальный статус школы.
Поступающие в школу девушки обязательно должны были предварительно окончить 8-летний курс женской гимназии. Обучение в Женской фармацевтической школе длилось 2 года и состояло из 4-х семестров. Конец 4-го семестра сопровождался выпускными экзаменами, успешная сдача которых давала ученицам звание аптекарского помощника. Учебная программа включала в себя множество дисциплин: в первый год изучались химия, физика, математика, зоология, ботаника; на второй год — органическая, аналитическая и фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармакология, гигиена, минералогия, геология, юриспруденция. Курс фармакогнозии читала сама Антонина Лесневская, а фармацевтическую химию — Зинаида Аккер. Также учебной программой были предусмотрены практические и лабораторные занятия. Практику ученицы проходили в аптеке Лесневской, а в период летних каникул — в земских аптеках.
Школа продолжала развитие: в 1910 году время обучения увеличилось до 3-х лет — теперь, помимо аптекарских помощников, к выпуску готовили провизоров. Обучение было трудоемким, а требования — высокими. Из обучавшихся в 1913 году 387 человек школу закончили лишь 199.
Упорный труд Антонины Лесневской был признан: ее достижения в области обучения фармацевтических кадров получили поддержку и одобрение власти. В 1916 году школа получила статус Фармацевтического института, а срок учебы увеличился до 4-х лет.
Революция и эмиграция
Дальнейшему расцвету просветительской деятельность Антонины Лесневской помешала революция. Женская аптека и Фармацевтический институт были сперва национализированы, а затем закрыты в 1918 году. Сама Лесневская, будучи представительницей буржуазии, едва избежала ареста, и при помощи Международного Красного Креста срочно эмигрировала в Польшу.
Крах дела всей жизни не сломил Антонину. На родине своего отца она возобновила общественную деятельность: сперва занималась благотворительностью, а затем, с 1932 года и до самой своей смерти в 1937 году, управляла аптекой в Варшаве. В 1985 году в помещении этой аптеки был открыт Музей фармации имени Антонины Лесневской, который можно посетить по сей день.
Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.
Комментарии (1)
Вот так совпало…Имя и профессия у нас одинаковые😳 А может она переродилась в меня!